Зуб ковша

 

 

Современная карьерная погрузочная и землеройная техника оснащена ковшами, разрушающими и захватывающими большие объемы горных пород. Одной из основных деталей, влияющих на производительность и эффективность работы машины, является зуб ковша, закрепленный на кромке ковша. Модели зубьев и их число зависят от вида производимой работы и размеров ковша. Наиболее распространенным является клиновое крепление зубьев. Зуб ковша по форме бывает прямым, кривым (загнутым), с ушами.

 

В процессе работы зубья ковша подвергаются сильному износу и деформации, причем наибольший износ фиксируется у задней грани зуба, а меньшая степень износа – у боковых и передней частей. При высокой степени износа уменьшаются размеры зубьев и вылет режущей части ковша, что приводит к снижению производительности экскаватора. Конструкционно зуб ковша представляет собой деталь, имеющую верхнюю и нижнюю рабочие поверхности и хвостовик с пазами для установки на режущей кромке чаши ковша. Крепятся зубья на равных расстояниях друг от друга.

 

Износ зубьев зависит от внешнего вида (размер кусков, степень однородности) и прочностных свойств породы или грунта, а также от способа изготовления и марки стали, из которой зубья выпущены. Наиболее распространен метод изготовления литьем из стали с повышенным содержанием марганца (марки 110Г13Л). Стальные заготовки, получаемые в литьевом производстве при необходимости, проходят доводку в цехах механической обработки. Качество готовых деталей контролируется на каждой стадии изготовления дефектоскопическими методами. Зуб ковша  экскаваторов является быстроизнашиваемым элементом машины, поэтому подлежит плановой замене для того, чтобы обеспечить эффективную работу техники и длительный срок безаварийной эксплуатации всего оборудования.